Издание рассказывает о страховании предметов искусства: стоимости полиса, покрываемых рисках и проблемах развития этого вида страхования в России.
Профиль,
15 мая 2006 г.
Беззащитное искусство 1188 просмотров
Майские торги на Sotheby's удались - российский бизнесмен и банкир Рустам Тарико приобрел картину Пабло Пикассо "Дора Маар с кошкой" за $95,2 млн., чуть было не побив исторический рекорд аукционных торгов предметами искусства. Теперь коллекционер, отдавший за картину внушительную сумму, должен обезопасить себя от проблем с хранением шедевра и купить страховку. Однако с этим у г-на Тарико могут возникнуть проблемы.
Правда, проблемы могут возникнуть в том случае, если финансовый и водочный магнат решит страховать свое приобретение в России - на Западе это уже давно стало обычной процедурой. У нас же развитию рынка страхования частных коллекций мешает несколько причин. Основная - нехватка у российских страховщиков опыта и профессиональной подготовки. Ведь одно дело страховать музейные экспозиции, в подлинности которых нет сомнений. И совсем другое - браться за коллекции, которые были приобретены частным образом. Даже покупка на крупнейших аукционных площадках вроде Sotheby's и Christie's не защищает от творений ушлых мастеров-современников. "Игроки российского страхового рынка знают, как оценивать недвижимость, а опыта, связанного с искусством, у них нет", - вздыхает председатель правления Национальной организации экспертов в области искусства Евгений Зяблов. Страх перед наводнившими рынок фальшивками и недостаток компетенции страховщиков привели к тому, что последние 10-15 лет игроки связывались только с избранными владельцами сокровищ. Это были, как правило, совладельцы страховых компаний или же крупные их клиенты. Понятно, что такой подход не способствовал распространению услуги в массах. Впрочем, многие коллекционеры и сами не желали "светить" свои сокровища. По оценке вице-президента компании "АМСКОМ" (Агентство массовых страховых коммуникаций) Александра Моисеенко, рынок страхования частных коллекций в России находится в зачаточном состоянии, и его объемы сегодня не превышают 1% от сборов по страхованию имущества. Что нужно для страховки Если российские компании в первую очередь смотрят на репутацию клиента, то иностранные страховщики больше всего интересуются происхождением самого предмета искусства - так называемым провенансом (provenance - происхождение). Если история страхуемого произведения известна во всех деталях - кто, когда и где его покупал или продавал, - то оформить полис будет несложно. У российских же коллекций зачастую истории нет. Точнее, она есть, но документально не зафиксирована. На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране сделки с произведениями искусства совершались подпольно, на словах, без каких-либо документов. От владельца к владельцу предметы антиквариата и полотна классиков переходили без всяких сведений о прошлом. Так что нет ничего удивительного в том, что на российском рынке искусства каждый второй предмет - фальшивый. Но даже покупатели подлинников не могут спать спокойно - шедевр в любой момент могут затребовать бывшие хозяева, например, заявив о том, что он был украден. В нашей стране так называемый срок приобретательской давности по предметам искусства равен 20 годам - то есть в течение этого периода к владельцу, не имеющему на руках подтверждения прав собственности, могут быть предъявлены любые претензии. Это сейчас покупатели стали требовательнее, поэтому сделки все чаще оформляются с документами. "При этом мы понимаем, что заставить все общество мгновенно научиться финансовому этикету - иллюзия, - отмечает Зяблов. - Мы призываем хотя бы к тому, чтобы оформлялись договоры купли-продажи, сумма в которых может стоять любая. Или не стоять вовсе - например, можно указать "цена по договоренности". Отсутствие же документов осложняет любую формально-правовую процедуру, в том числе страхование". Однако одного лишь договора купли-продажи для оформления страхового полиса недостаточно. Страховщику требуется доказательство подлинности предмета. Такой документ может дать только экспертиза. Раньше ее проводили ведущие музеи: Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина идр. Однако и на старуху бывает проруха - у музейных экспертов тоже случались оплошности. Так что по инициативе страховых компаний три года назад была создана экспертная лаборатория Art Consalting, которая проводит анализ, адекватный мировому уровню, и только ей теперь готовы верить страховщики. Анализ состоиз из трех этапов: технологической, искусствоведческой экспертизы и оценки. Первая позволяет определить возраст предмета - проверка ведется по микрохимическому, физико-химическому анализу грунта, красочного слоя и т.д. Плюс нужно еще убедиться, что подпись на картине действительно принадлежит автору, - этим занимаются искусствоведы. Далеко не каждому художественному произведению удается успешно пройти первые два этапа: за 2005 год в Art Consalting не было выявлено ни одной подлинной работы Кандинского, Малевича, Татлина, Удальцовой, Филонова, Экстер. Да и вообще, как утверждают сотрудники лаборатории, им еще не приходилось сталкиваться с авторами, на которых не приходилась хотя бы одна фальшивка (см. таблицу). Национальные особенности В силу неразвитости рынка, за страхование антиквариата сегодня берутся только крупные страховщики. В их числе - РОСНО, "Ингосстрах", "Росгосстрах", "Ренессанс Страхование", ВСК и несколько других компаний. Причина ограниченности количества участников еще и в том, что по российскому законодательству максимальная сумма страховки произведения искусства не может превышать 10% от капитала компании. Перестраховывать риски на Западе отечественным операторам бывает сложно. Например, американская компания Marsh готова принимать на перестрахование экспонаты из российских частных коллекций, прошедших экспертизу Art Consalting, стоимостью до $100 млн. Если сумма выше, то российские игроки должны согласовать увеличение покрытия и западная компания может потребовать описание "социального портрета" клиента. Но отечественная действительность такова, что неработающий и малоизвестный миру гражданин запросто может владеть коллекцией стоимостью в несколько сотен миллионов долларов. Что не может не настораживать иностранных партнеров. Так что хозяева крупных коллекций иногда просто вынуждены страховаться за рубежом. Не последнюю роль играет и цена вопроса. Владимир Воронченко, президент фонда "Связь времен", владеющего коллекцией Фаберже (насчитывающей более 200 предметов и оцененной в $100 млн.), объясняет: "Мы страховали коллекцию в западной компании, во-первых, потому, что тарифы российских компаний значительно выше, а во-вторых, такие дорогие договоры российские страховщики все равно должны были перестраховывать в зарубежных компаниях". Зато собственную коллекцию икон (более 170 предметов конца XIX - начала XX века и часть XVI-XVII веков), стоимость которой держится в секрете, Владимир Воронченко застраховал в компании "АльфаСтрахование" два месяца назад. Коллекционер современного искусства Игорь Маркин в интервью "Профилю" признался, что вообще не хочет страховать свою коллекцию. "Современное искусство низколиквидно и не представляет особого интереса для кражи, - признается он. - Страховать полотна от других рисков, вроде пожара или потопа, я тоже не считаю нужным. Если по той или иной причине я потеряю картину, страховая выплата все равно не позволит мне ее восстановить". Страховка оптом По словам экспертов, средняя стоимость страховки предметов искусства в России составляет примерно $500 тыс. Из недавних договоров РОСНО - страхование скрипки итальянца Франческо Руджери, талантливого последователя Страдивари и Гварнери (страховая сумма - $300 тыс., тариф - 1% от суммы), коллекция самоваров XVI-XIX веков ($70 тыс., 0,5%), коллекция картин Айвазовского, Сергеева, Федорова ($400 тыс., тариф 0,7%). В начале этого года в "Росгосстрахе" была застрахована коллекция картин русских художников XIX века - Шишкина и Васнецова, а также несколько графических работ художников Серебряного века (начало XX столетия) на сумму около $2 млн. От каких опасностей можно застраховать культурные ценности? В имущественном страховании есть два подхода. Первый - защита от определенного риска (пожар, наводнение, удары молнии, кража, падение пилотируемых объектов и т.д.). Но произведения искусства более подвержены различным напастям, чем иные предметы. Особенно при транспортировке. Чтобы не перечислять все возможные виды "увечий" в договоре, страховщики предлагают страховку по принципу "все включено" (All risks insurance). Она покрывает все риски - физическую гибель или повреждение предмета, включая противоправные действия третьих лиц, а также риски вандализма и терроризма. Второй подход более распространен на практике. По словам руководителя службы по связям с общественностью ОСАО "Ингосстрах" Владимира Клейменова, существуют лишь три исключения из страхового покрытия. Во-первых, не покрывается риск естественного износа и обветшания работы, а также выявления внутренних скрытых дефектов (плюс гибель и повреждение) при реставрации, восстановлении или ретушировании. Во-вторых, страховщики не берут на себя компенсацию затрат при конфискации или, того хуже, экспроприации предмета. И в-третьих, страховщиками не покрывается так называемый defective title - например, в том случае, если третьи лица предъявили свои претензии на право обладания данными произведениями искусства. Отказываются игроки брать на себя и экзотические риски, от которых порой пытаются обезопасить себя наши сограждане. По словам директора департамента имущественного страхования РОСНО в Московском регионе Артема Искры, в истории его компании были случаи обращений, связанные с потерей звучания скрипки или понижением ее рыночной стоимости. Правила пользования Не думайте, что, купив страховку, вы избавите себя от головной боли, связанной с хранением дорогого сердцу шедевра. Одной охраны будет мало. Застрахованные предметы должны находиться в специально отведенных местах, где поддерживается определенная температура и влажность, а также имеются современные системы предупреждения пожара и пожаротушения. Так что любоваться красотами пейзажа Шишкина где-нибудь в загородном доме без специальной "музейной" комнаты и при этом рассчитывать на страховку не получится. Понятно, что далеко не все желающие имеют такие хранилища, поэтому страховщики предлагают хранить коллекции в банках. Но кто захочет покупать предмет искусства ради того, чтобы потом запереть его в сейфовой ячейке? Тем не менее наличие или отсутствие мер по сохранности предметов напрямую влияет на тариф страховки. Обычно она обходится в сумму от 0,5% до 4% от стоимости ценностей. Так что за полис, покрывающий коллекцию из работ стоимостью в несколько миллионов долларов каждая, придется выложить весьма кругленькую сумму. Также на размере страховой премии сказывается состояние произведения, а если страховка оформляется на период транспортировки работы или ее участия в выставке, дотошные страховщики потребуют отчета о маршруте, наличии специализированной компании-перевозчика и упаковщика, а также виде транспорта. Эти показатели могут увеличить или уменьшить страховой тариф в зависимости от набора рисков на 5-30%. Несмотря на слабые темпы развития частного "антикварного" страхования, большинство опрошенных "Профилем" экспертов уверены, что у этого сегмента рынка хорошие перспективы. Заместитель генерального директора САО "Метрополис" Сергей Тихонов подчеркивает: "Сегодня некоторые частные коллекции сравнимы с собраниями отдельных музеев. Рынок частных коллекций становится более открытым, следовательно, можно ожидать, что объемы рынка будут только увеличиваться". Богатеющие россияне покупают себе "безделушки" вроде яиц Фаберже и полотен модного Айвазовского и при этом не могут не задумываться об их страховке. Гендиректор независимой экспертной лаборатории Art Сonsalting Денис Лукашин уточняет: "По нашим оценкам, каждый год объем арт-рынка увеличивается как минимум на 50%. Последние торги в Sotheby's показали, что интерес к русскому искусству на Западе неуклонно растет. Хотя в целом оборот рынка - величина очень непостоянная, ведь порой одна солидная коллекция (от 20 предметов) может "сделать" объем всего рынка". Юлия ЛОКШИНА Подделки российских художников и мастеров
Автор
|
Доля подлинников от общего количества экспертиз (%)
|
Айвазовский Иван (1817-1900)
|
80
|
Шишкин Иван (1832-1898)
|
60
|
Малявин Филипп (1869-1940)
|
50
|
Поленов Василий (1844-1927)
|
50
|
Семирадский Хенрык (1843-1902)
|
50
|
Сычков Федот (1870-1958)
|
50
|
Лагорио Лев (1827-1905)
|
40
|
Саврасов Алексей (1830-1897)
|
40
|
Сомов Константин (1869-1939)
|
40
|
Источник: Art Consulting.
Вся пресса за 15 мая 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Тарифы, Страхование имущества
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|